Конкуренция в салонном бизнесе

Рыночная экономика стимулирует развитие конкуренции. Как только какая то идея начинает приносить кому то доход, ее тут же заимствуют другие и составляют конкуренцию.  От этого никуда уйти. Салонный бизнес не исключение. Здесь нет распределения по територии, по направлениям или предоставляемым услугам. Поэтому выгодно отличаться от конкурентов - главная цель бизнеса. 

Конкуренция - это хорошо или плохо? Скажем так - есть  плюсы и минусы.

Среди плюсов - конкуренты развивают рынок и клиентов, приучают к каким то услугам или процедурам, повышают привлекательность отрасли, невольно подбрасывают идеи.

Среди минусов - конкуренты могут демпинговать, переманивать квалифицированный персонал, а жесткая конкуренция вполне может обрушить тот или иной рынок товаров или услуг.

Конечно, хотелось бы быть единственным в своей сфере, устанавливать свои правила и цены. Но это невозможно, по крайней мере, в сфере салонного бизнеса точно (если вы конечно не монополист).  Но совсем не обязательно "уничтожать" своих конкурентов. Конкуренция стимулирует бизнес к развитию и совершенствованию. Выигрывает при этом конечно же клиент. В конкурентной борьбе все стараются дать клиенту больше, для того чтобы он выбрал вас, а потом вернулся снова. 


Но что нужно знать о конкуренции?

Первое - не все предприятия салонного бизнеса являются вашими прямыми конкурентами. Изучите перечень услуг и ценовой сегмент салонов в вашем районе. Примеров может быть множество, так например парикмахерские салоны эконом и люкс класса имеют разную целевую аудиторию, и их отличает множество факторов, таких как уровень парикмахерского оборудования, класс косметики по уходу, квалификация персонала, дизайн помещения, ценовая политика. Так к примеру салоны с итальянской парикмахерской мебелью и мебелью бюджетных производителей находятся в разных весовых категориях. Салоны класса люкс оснащают современным парикмахерским оборудованием с дополнительными опциями, обеспечивающими комфорт клиента:  парикмахерские мойки с электрической подножкой и массажем. А длительные процедуры окрашивания или химзавивки можно сократить используя парикмахерские климазоны или вапозоны.  Цены на услуги в таких салонах выше среднего, но их выбирают клиенты, которые готовы платить за комфорт и ценят свое время выше денег.  А также обычная парикмахерская, не станет конкурентом Барбершопу. Так как  Барбершопы отличаются своей философией, атмосферой, функциональностью барберских кресел и другой мебели от обычных парикмахерских.  Пользуются большой популярностью кабинеты экспресс ухода - когда с одним клиентом работает несколько мастеров одновременно выполняя несколько услуг. Косметологический кабинет не конкурирует с клиникой эстетической медицины, так как медицинские процедуры требуют квалифицированного медицинского образования специалиста и оборудования более высокого уровня.  Итак,  первое что необходимо сделать - определить свой перечень услуг и философию своего заведения и выявить прямых конкурентов.



Второе, теперь необходимо изучить их сильные и слабые стороны, оценить:

  • качество предоставляемых услуг - насколько ожидания клиентов совпадают с полученным результатом
  • качество сервиса - от ответа по телефону до провожания клиента (прежде всего это качество работы администратора)
  • экстерьер и интерьер помещения, удобство его расположения, паркинга и т.д. - это тоже очень влияет на выбор клиента
  • комфорт оборудования и мебели в салоне красоты
  • чистота и дезинфекция в салоне может играть ключевую роль, поскольку то прежде всего безопасность и здоровье клиентов и персонала
  • общая атмосфера в салоне
  • уровень специалистов в салоне (как правило это можно оценить по дипломам и различным сертификатам в фойе или кабинетах)
  • ценовая политика
  • имидж салона



После оценки конкурентов по этим критериям, Вам необходимо определиться со стратегией. Существует три основных вида стратегии:

  • дифференциация - направлена на различия в комплексе услуг и качестве обслуживания (к примеру за одну и ту же стоимость что и у конкурентов  клиент получает больше: дополнительная услуга или выше качество косметики и т.д.)
  • преимущество в расходах - направлена на сокращение издержек для ценовой конкуренции среди прямых конкурентов (при этом ни в коем случае не в ущерб качеству)
  • фокусирование - направлена на узкую специализацию предоставляемых услуг - среди стандартных услуг можно сконцентрироваться на чем то, что может иметь спрос узкого круга клиентов (например - кабинет трихологии в парикмахерской, эспресс уход, коррекция фигуры или диетология в спа центре и т.д.)


Но необходимо помнить, что надо быть предельно осторожным с ценовой конкуренцией, так как демпингуя проигрывают все (кроме потребителя конечно, но он вряд ли оценит это благо). Понижая цены на идентичные товары или услуги, можно обрушить рынок и существенно потерять в рентабельности. Вернуться к прежнему уровню цен очень сложно, так как договориться о ценовой политике и правилах с конкурентами вряд ли получится. При этом ваш успех будет кратковременным, поскольку конкуренты тоже вынуждены будут снизить цены, и конкурентное преимущество будет утеряно.


Выбор стратегии является индивидуальным решением управляющего или владельца и требует определенных знаний и быстрых решений. Выиграть конкурентную борьбу можно более быстрым развитием, рекламой, нестандартными маркетиновыми ходами, качеством предоставляемых услуг. Необходдмо создать в сознании ваших будущих клиентов выгодные отличия от подобных заведений. А вот использование черного PR  против своих конкурентов не принесет долгосрочной выгоды, а только навредит имиджу салона. 

Хорошим примером конкуренции является спорт - выигрывает тот кто лучше, сильнее, быстрее.  От себя добавим - и креативнее. Все зависит от Вас! 



04.11.2021